[ Главная ] [ Содержание ]
|
Адрес редакции: 650099, г. Кемерово, пр. Советский, 40 Тел.: (3842)-36-85-22 E- mail: sprkem@mail.ru
Гл. редактор: Владимир Куропатов
Редколлегия: Валерий Зубарев, Геннадий Косточаков, Мэри Кушникова, Борис Рахманов, Вячеслав Тогулев, Зинаида Чигарёва
|
Валерий БарановПеснь о тебе одной Сорвался снег с верхушки ели на случайный выстрел. Запрокинуто зазвучал голос, как плач лисицы. Как магический гимн имени твоему. Скоро наступит полночь. Одна половина меня живет в раю — другая осталась в аду. Ты — доказательство, что это так. Ты причиняешь мне боль, но держишь меня на плаву. Благодаря тебе я способен чувствовать жизнь, писать роман, ненавидеть смерть. В твоем и моем воображении возникают одни и те же образы. Ночью я мечтаю о тебе. Мы одинаково безумны. Мы играем одну и ту же пьесу. Ты всегда разоблачаешь меня. И мне приходится начинать все с начала. В жизни много начал. Мое начало болезненно и пошловато, как синяк под глазом. Твое начало ослепительно, как зимнее утро в Западной Сибири. Вчера мне стало ясно, что не могу больше вглядываться в ужас живых пустот и перепутанных проводов, спасаться, зажмуриваясь: нет ни сна, ни яви, ни пробуждения в огоне кошмарных воспоминаний, ни наслаждения от леденящей бессмысленности — есть продолжающийся карнавал всех умерших, души всех вещей, живых и мертвых, «планетное мясо». Вчера, в сумерках, твоя душа, преследуемая ликантропией, визгом и урчанием, искусанная заклятьями и молитвами, рванула в мое будущее по встречной полосе, с гандикапом в пятьдесят лет. Она летела сквозь встречные дилижансы, автомобили и автобусы, наполненные моими непрожитыми переживаниями, и твой страх стал растворяться во мне, вместе с бесконечной вереницей рекламных агентов и послушников твоей любви, как щелок, как нестерпимая боль, обрекающая меня на рабство и унижение: наслаждение и алчность — адская комбинация — адская суть этой пытки… У тебя есть что-то общее с железом, веревкой, только что срубленным деревом, шумом в крови, обратным ходом событий. Накануне, вечером, мне показалось, что я умираю, что растратил в жизни все, потом, ночью, стали загадочно исчезать все люди и города, и все на свете завалил новогодний снег, а утром — ясно. Медленно и осторожно, как росомаха, беззаботно и светло, как копошащийся в пеленках ребенок… из белого плена, восходит солнце, и уже сверкает иней на деревьях, седых и кудрявых от мороза. Скрипит снег, скрипят половицы, потом слышен шепот за дверью — все это утро. Все это уже связывается в бесконечную цепь событий, и рождается первый вздох, первый взгляд, первый шаг, первое свидетельство о человеке. О тебе. Мне мучительно хочется целовать твою фантастическую красоту. Совершенство — это удушье, и я, как ныряльщик, погружаюсь в себя, чтобы познавать и увеличивать свои желания. Ты так адски желанна, что меня тянет к тебе, как в ад. Ты уносишь на дно мою душу. Твоя муть во взгляде — это мое искушение. Ты всегда будешь частью моей жизни. Вчера, весь серый от горя, я слушал, а ты все говорила и говорила. Ты упрекала, что я пьяница и надоел тебе до смерти, что ты никогда в жизни меня не хотела, и никогда не любила меня, а я вцепился в тебя, как энцефалитный клещ… Ты говорила и говорила, а я все смотрел тебе в рот. Рот — это не только отверстие в человеке. С одной стороны: губы, зубы, язык, глотка — всегда впечатляли влюбленных, философов и писателей своей страстью и глубиной, но с другой — содержание всего этого было так закодировано, что оно выпало из всех научных и литературных исследований. Мне не надо было смотреть тебе в рот, когда ты все это мне говорила. Мне не надо было брать у тебя что-то вообще, вместо тебя самой. А ты подарила мне пуговицу. Я зашел к тебе перед Новым Годом, чтобы получить… Ты обещала подарить мне свое сердце, но замоталась и свой подарок не приготовила, не обернула в золотистую фольгу и не завязала ленточкой, а чтобы я отвязался — дала пуговицу. Я не умею мстить. Я положил пуговицу в карман. Мне досталась большая коричневая пуговица от шубы. Один раз, когда я доставал в туалете платок, пуговица упала на кафельный пол и покатилась, но укатилась недалеко, я ее подобрал и положил снова в карман. Другой раз, ты, которая подарила мне эту пуговицу, вдруг спросила: — Ты, наверное, потерял или выкинул мою пуговицу? Тебе она, конечно, была не нужна… — Как так, не нужна! — ответил я тебе. — Она мне очень, всегда нужна… Поэтому я храню ее у самого сердца. — Покажи! — не поверила ты. Я достал из правого кармана своих брюк и показал тебе ту самую пуговицу. — Так вот где у тебя сердце! — рассмеялась ты. Мне было не до смеха, но пришлось тоже засмеяться. Потом я съездил в две или три командировки и где-то там, в далеких краях, забыл и потерял полотенце, бритвенный станок с лезвиями и штук пять шариковых ручек, а пуговица от твоей шубы не потерялась и вернулась вместе со мной. Как и свойственно всем обязательствам: векселям, распискам или пуговицам от шуб, — моя пуговица тоже была весомо и расчетливо предъявлена ее бывшей владелице, причем в соответствующей обстановке и в удобный момент. Ты никогда меня не любила, но была счастлива. Так могла быть счастлива только ты, живущая в торопливой, жадной, обыденной и благоустроенной суете — вдруг получившая в подарок маленькое, хорошее и смешное чудо, у которого, оказалось, нет цены. Потом я у тебя украл сердце. Потом ты украла у меня сердце. Все-таки ты красивая. И умная. И гадкая. Ты можешь полюбить, а потом бросить. Можешь обмануть. И если бы какой-то юноша выбросился из-за тебя из окна, ты бы просто села на подоконник и стала печально смотреть вниз. И ты можешь случайно не прийти. Можешь прийти, вдруг встать и уйти. Можешь раздеться, лечь, потом одеться, уйти и потом даже не позвонить. Можешь влюбиться на всю жизнь. Но ты не для жизни. И тебя можно мучить. И ты ненавидишь меня за то, что все это заходит дальше и дальше. Счастье отнимает прошлое. — Вспомни, любимый мой, сколько дырочек было у той пуговицы… Бесконечно мало. Счастье лишает нас кожи. — Ты будешь весь чесаться от счастья, ведь ты же в него вляпался по уши, любимый мой, всеми четырьмя лапами. Ты будешь чесаться и завидовать каждому телеграфному столбу, потому что о них трутся свиньи и коровы. Счастье — это импотенция. — Проклиная твою фальшивую девственной и умащая свое тело благовониями, мятной водой, толчеными семенами укропа, птичьей кровью и бурым соком из корней лопуха, уже ни с каким мужиком я не лягу в постель: ни с тобой, ни с американским миллионером, ни со сперматозоидом из Млечного пути. В постели ты не оставляешь на себе одежду. Одежда делает тебя драматичной. В твоей одежде есть зловещая манкость. Ты никогда не носишь брюки. Любишь чулки. Свои
костюмы и платья ты носишь так, словно идешь по очень узкой
огненной лестнице. Твоя тень выдает интуицию движений, пылкость
и утонченную необузданность тела. Как
бы ты ни укладывала свои волосы, они пахнут снегом и слезами,
и вызывают действительную, почти старомодную сентиментальность. Твои
слова о любви — это такая терпкая смесь угроз и обещаний разного
рода искушений, знойных галлюцинаций и первородных фетишей,
что я в растерянности опускаю глаза и ласкаю взглядом твои ножки. Аметист,
бирюза, розовый перламутр — это цвет твоих ног. Вчера
ты забыла мне позвонить, а потом незримо пришла. И явилась тревога,
которая меня давила, переносилась из непосредственного ближайшего
прошлого в будущее, опасное будущее. И зарницы моего воспаленного
воображения освещали для меня это твое бестелесное искушение,
ужасно сконцентрированное и утонченное многочисленными медитациями. —
Тебе лишь кажется, что я тебя избегаю — это потому что ты никогда
не просыпаешься в полночь, чтобы со мной встретиться, хотя каждый
раз я прихожу вовремя. Любовь
— это мир моих ожиданий, растворенный в зрачках твоих глаз,
с его бесконечной снисходительностью, с беспощадной многоликостью
и непредсказуемостью, мир желания или воображаемого влечения…
дело моей любви в самом мышлении мыслящего, которое возможно
при соприкосновении с другими внутренними поступками. —
Я вижу во сне только музыку наших ночей. Потому что лишь одна
часть сна освещена, проходима и доступна. Я вижу те звуки, которыми
нарисованы ты и я. Все остальное для меня тьма и пользуется
этим остальным кто-то другой, тот, кто знает смерти всех людей
и видит насквозь, до самого конца света, знает и будущее этого
света. Когда
я смотрю в твои безумные серо-голубые глаза, у меня возникает
ощущение мучительного счастья и мне кажется, что моя кровь леденеет. Откровенное
требование такого взгляда значит много больше, чем неумолимый
всеобщий закон бытия, скрытый под маской необходимости, тяготит
много меньше, чем обман чувств и разума, пущенный в ход внешними
силами. Мир сил — это только сравнение, указатель на то, о чем
идет речь. Ритм не меняется, он всегда один, только один, только
в нем и в любви обретают язык, узнают себя в нем, привлекают
к себе или отталкивают, маскируются или обольщают. В
Царстве небесном нет мне причины искать любви, нет там предела
бытия и нет там нужды в человеческих страданиях. И я знаю, что
зимним утром где-то в Западной Сибири проснется женщина и увидит
солнце. Это будешь ты. |
[ Главная ] [ Содержание ]
|